Павел Клушанцев подарил миру спецэффекты.
"Стенли Кубрик и Джордж Лукас называют Клушанцева cвоим «креcтным отцом» и учителем, на его фильмах изучают операторcкое маcтерcтво..." Сегодня день памяти Павла Владимировича Клушанцева.
Выдающегося советского режиссера, мастера киноиллюзии, писателя, популяризатора науки.
Коротко о значении Павла Владимировича для современного кино можно сказать словами Евгения Викторовича Харитонова: «Стенли Кубрик и Джордж Лукас называют Клушанцева cвоим «креcтным отцом» и учителем, на его фильмах изучают операторcкое маcтерcтво, а извеcтный cпециалиcт в облаcти экранных трюков и кинокритик, лауреат «Оcкара» Р. Cкотак даже cпециально приезжал в Роccию, чтобы раccпроcить Клушанцева о cекретах его уникальных cъемок. «За 40 лет американcкие cпециалиcты так и не cмогли разгадать их» – cетовал журнал «Американcкий кинооператор», в 1996 году поcвятивший к 85-летию руccкого режиccера целых два выпуcка».
В 1965-м году появился научно-популярный фильм с элементами научной фантастики – «Луна».
За четыре года до «Луны», на экраны вышел художественный фильм «Планета Бурь», экранизация одноименной повести Александра Казанцева.
Этот фильм оказал серьезнейшее влияние на развитие мировой кинофантастики. Прокатные копии приобрели 28 стран. В Соединенных Штатах фильм показывали под видом американского, частично перемонтировав, поменяв титры и «переименовав» исполнителей. Но этого, по-видимому, оказалось недостаточно для получения максимально возможной прибыли, и через несколько лет американцы трансформировали фильм в жанр «погорячее», добавив полуголых «доисторических женщин».
В 1968-м году на экраны вышел следующий фильм космическо-познавательного направления – «Марс».
Фильмы Павла Владимировича не только развлекают, но и учат.
В этом их коренное отличие от киноподелок, в которые их порой превращали голливудские киноделы.
Это фильмы честны – если режиссер знает, что звук взрыва в космическом пространстве не распространяется, в фильме этого не будет.
Вместо прикладных штудий теории архетипов и мифологизации образов, будет честный разговор со зрителем на равных, где главная тайна – тайна Вселенной, а не загадки-кунштюки расчетливого иллюзиониста.
В заключении, хочется обратить внимание читателей на фильм-предсказание космической эры – «Дорога к звездам», вышевший в 1957-м и рассказ Павла Владимировича о том, как этот фильм снимали.
Павел Владимирович Клушанцев
(25 февраля 1910 - 27 апреля 1999)
Источник: http://www.politpravo.info/content/view/167/1/